Олег Кожевников (berni777) wrote,
Олег Кожевников
berni777

Categories:

Мечты Новосибирского метро




Вот такой городские власти видели схему Новосибирского метро 15 лет назад, в 2003 году.
Таким и хотели его построить.
Согласитесь, названия станций радуют глаз: Снегири, Богдана Хмельницкого, Трикотажная, Пединститут, Камышенская, Первомайская, Кировская, Чемская... Метро всего лишь чуть-чуть не дотягивается до Академгородка и Бердска.
Но одно дело хотеть, другое дело мочь.





Прошли те времена, когда время от начала строительства метрополитена до ввода его в эксплуатацию составляло каких-то шесть лет.
В декабре 1978 года Совет Министров СССР утвердил проект первой очереди Новосибирского метрополитена протяженностью 13 километров, а уже в мае следующего года началось его строительство. Через шесть лет, в декабре 1985 года Новосибирский метрополитен был принят в эксплуатацию.
Для новосибирцев пуск метро был тогда одновременно сродни праздника и невиданного аттракциона. В первые дни очереди за жетонами на проезд заканчивались далеко на улице.
Праздный интерес к метро проявляли не только новосибирцы, но и жители области и соседних регионов. Давка в метро была примерно такая, как на кольцевой в Московском метро в час пик, а то и больше.
Уборщицы в первые дни работы метро собирали оторванные пуговицы пассажиров ведрами. Был там в те дни и я, как без этого. Кстати, ни одной пуговицы я тогда не потерял. Куртка "Аляска" у меня тогда была на молнии...






С тех пор новосибирское метро с самым длинным в мире метромостом через Обь стало важнейшим звеном городской транспортной системы, которое существенно разгрузило автомагистрали.
С момента пуска первой очереди Новосибирского метро на еще советском наследии удалось достроить всего лишь шесть станций.
В 1991 году была открыта станция "Площадь Маркса". В 1992 году были введены в эксплуатацию станции "Гагаринская" и "Заельцовская", на открытии которых побывали мэр Москвы Г. Попов и мэр Санкт-Петербурга А. Собчак.
В нулевых годах нового тысячелетия было построено еще три станции - "Маршала Покрышкина", "Березовая роща" и с грехом пополам запустили станцию метро "Золотая Нива".
В выделении денег на дальнейшее продолжение строительства метро не помог даже президент страны Ельцин, который в 1996 году во время предвыборного чёса прокатился в Новосибирском метро.






И всё!
На этом советский задел, вместе с деньгами и возможностями, закончился. За последние восемь лет в Новосибирске вообще не построено ни одной станции метро.
Сейчас говорят о строительстве всего одной новой станции, да и то, когда-то законсервированной с советских времен.
Это станция "Спортивная", которую планируют достроить в случае постройки в микрорайоне Горском нового ледового Дворца спорта.
Да и с этим еще пока не все ясно. Если в 2023 году в Новосибирске состоится молодежный чемпионат мира по хоккею, то шансы достроить станцию есть. Если чемпионата не будет, то станция так и останется законсервированной.

Всё упирается в деньги.
Местный бюджет не в состоянии своими силами строить метро, а Москва, увлеченная усиленным строительством собственного метрополитена, денег из Федерального бюджета не дает.
Ведь только строительство, например, новой станции "Доватора" с переходом от станции "Заельцовская" составит 20 млрд. рублей, а станции "Снегири" и вовсе 30 млрд. рублей.
Министерство строительства на продолжение строительства денег не даёт, мотивируя это тем, что программа развития Новосибирского метрополитена на период 2001-2015 гг. закончилось, а новую программу даже не начинали разрабатывать.
Нет в Минтрансе специалистов. Есть одни "эффективные менеджеры".

В Новосибирске построено хоть какое-то метро, спасибо за это СССР.
А вот в других сибирских городах-миллионниках состояние дел еще хуже. В Омске строительство метро началось в лихие 90-е годы. Однако за это время оно так и не построено.
Лишь в 2011 году в качестве подземного перехода открыли вестибюль будущей станции "Библиотека им. Пушкина", и всё на этом, деньги закончились. Их до сих пор не нашли.
История строительства Красноярского метрополитена еще более драматична. Начали строить метро в Красноярске в 1995 году.
Уже в 2010 году Управление по строительству Красноярского метро было ликвидировано, а начавшееся строительство законсервировано. Не включили в план даже строительство ветки к Универсиаде.

Были бы деньги, стройки бы велись.
Но деньги со свистом уходят в офшоры. Транспортная система развивается лишь в Москве, да частично в Питере. До других городов России у Федерального центра дел нет.
Самая главная забота у них сейчас - это спасти деньги олигархов. А метро подождет...




berni777
Tags: Новосибирск Метро
Subscribe

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 56 comments