Олег Кожевников (berni777) wrote,
Олег Кожевников
berni777

Categories:

"Советский Союз" не продается.




В начале марта 1982 года мне в составе расширенного пограничного наряда довелось проводить в последний рейс легендарный пассажирский лайнер "Советский Союз". Это было в торговом морском порту Владивостока на одном из самых дальних причалов.

Вместе с экипажем из 60 человек он уходил в Гонконг для разделки на металл, или как в те времена говорили, на гвозди.
Так как негоже было отправлять на гвозди "Советский Союз" его на целый год поставили на прикол в порту и переименовали в "Тобольск". Весь этот год теплоход использовали в качестве учебного центра для курсантов местного мореходного училища имени адмирала Невельского.
Судно было огромное, с девятиэтажный дом, с невероятно большим количеством кают, технических и других помещений. Потому для оформления в загранрейс и досмотра судна направили пограничный наряд чуть ли не из половины личного состава нашего ОКПП "Владивосток". Это было 5 марта 1982 года.








Все ненужное для морского перехода оборудование естественно было демонтировано, отделочные материалы оторваны.
Внесли свою лепту, и мы пограничники. Мы сняли с него декоративный штурвал. Потом ребята его отполировали и позднее установили на память в фойе нового здания ОКПП на улице Крыгина, которое, кстати, находилось недалеко от причала, ставшего последней стоянкой лайнера. Наверное, этот штурвал до сих пор находится там.
Оформление и досмотр проходило в течение шести или семи часов. Никаких нарушителей границы и никакой контрабанды обнаружено не было. Затем с помощью трех буксиров лайнер был отшвартован от причала и направился в Гонконг.





Так буднично завершил свою жизнь легендарный теплоход.
А он был и на самом деле легендарный. Сошло судно со стапелей немецкого Гамбурга в далеком 1923 году под названием "Альберт Баллин". Судно назвали в честь судовладельца компании "Гамбург-Америкалайн" и предназначалось для трансатлантических рейсов в Америку. Уже в пятом рейсе, в 1924 году лайнер протаранил буксир, который практически сразу затонул. Погибли пять членов экипажа буксира. Кстати гораздо позднее, уже под именем "Советский Союз" у берегов Камчатки лайнер второй раз пошел на таран, правда на этот раз жертвой стал кит.

В 1935 году судно переименовали в "Ганзу".
У власти уже бы нацисты и Гитлеру не понравилось, что судно носило имя еврея. Во время войны оно вошло в состав ВМФ Германии и перевозило военные грузы и войска.
В марте 1945 года во время эвакуации немецких войск из Восточной Пруссии "Ганза" подорвалась на мине и затонула на 20-метровой глубине в 9 милях от берега.
По решению Потсдамской конференции "Ганза" отошла Советскому Союзу. Теплоход подняли со дна и в 1955 году после ремонта и модернизации в Голландии, ГДР и Севастополе под названием "Советский Союз" он поступил в состав "Совторгфлота" СССР.

Опять же в марте, но 1957 года судно прибыло во Владивосток и стало работать на Камчатской каботажно- экспрессной линии Владивосток - Петропавловск-Камчатский.
Довольно часто лайнер использовали и для популярного в советское время круиза "Из зимы в лето", когда зимой советских туристов возили на нем из Владивостока до экватора и обратно. Естественно без захода в иностранные порты.
За все время эксплуатации теплохода Дальневосточным морским пароходством на нем было перевезено более шестидесяти тысяч пассажиров.
berni777





Tags: СССР История
Subscribe

Buy for 30 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →