
На днях на одном из кабельных каналов случайно посмотрел сюжет о том, как в Польше буквально ведут войну с памятью об освобождении их страны от фашизма. Чтобы стереть эту память местные власти, например, активно борются с памятниками.
Не смотря на договор между Россией и Польшей о дружественном и добрососедском сотрудничестве и соглашению о захоронениях и местах памяти жертв войн, местные власти сносят памятники советским солдатам и генералам.
В Варшаве демонтировали памятник польско-советскому братству по оружию, в городке Пенежно снесли памятник генералу Черняховскому, который отдал свою жизнь за освобождение Польши. И таких случаев очень много.
Очень быстро поляки забыли тех, кто освободил их от фашистской Германии: Жукова, Черняховского, Чуйкова, Рокоссовского...
О роли последнего из них, маршала Рокоссовского, хотелось бы поговорить подробнее.
Для поляков Рокоссовский стал неким символом советской оккупации и чуждого им режима, который был установлен по итогам Второй мировой войны.
Между тем Рокоссовский, наверное, единственный человек в мировой истории, который носил воинское звание маршала сразу двух государств: Советского Союза и Республики Польша.
Более того в 1949 году, по просьбе польского президента Болеслава Берута к Сталину, Рокоссовский стал министром национальной обороны Польши и одновременно заместителем премьер-министра страны и членом Политбюро польской компартии.
Тогда польский президент сказал Сталину: "Есть у нас храбрые военные, но нет полководцев. Отдайте нам Рокоссовского, Иосиф Виссарионович, всё-таки он поляк по отцу, хоть и белорус по матери".


Маршал Рокоссовский был этническим поляком.
Он был родом из старинного польского дворянского рода герба Глаубич, который монаршим повелением когда-то стал владеть имением Рокосово. Отец у него был инспектором Варшавской железной дороги, а мать учительницей русского языка.
В армии Рокоссовский служил с 1914 года. Сначала был драгуном русской армии, где дослужился до унтер-офицерского звания и был награжден Георгиевским крестом и тремя Георгиевскими медалями.
В 1917 году он перешел в Красную гвардию.
В 1941 году он уже был генерал-майором.
С началом войны он командовал войсковыми армиями и фронтами. Именно он в Сталинграде пленил фельдмаршала Паулюса и был организатором победы в Курской Дуге.
В конце войны ему было присвоено звание Маршала Советского Союза.
Маршала Рокоссовского по праву считают одним из творцов Победы. Он отличался от других советских военачальников своим нормальным человеческим поведением. Он по отечески относился к бойцам. Недаром в войну обычные солдаты пели песню: "И не его ли обнял Рокоссовский, срывая орден со своей груди".
Кстати, Рокоссовский был одним из немногих, к кому Сталин всегда обращался исключительно по имени и отчеству.
Маршал Рокоссовский был одним из 17 кавалеров Ордена Победы. Именно ему в июне 1945 года доверили командовать Парадом Победы в Москве на Красной площади. А в 1946 году он уже принимал этот парад.
А потом были долгие семь лет службы в Польше министром.
В Польше его не ждали и не хотели. Убить его мечтали, как польские офицеры, так и галичане-бандеровцы.
Уже на первом году службы в должности министра обороны на него было совершено покушение, которое устроили бывшие офицеры из Армии крайовой. Спустя полгода на него было совершено второе покушение, но уже со стороны украинских бандеровцев.
Даже в местной прессе Рокоссовского называли "москалем и наместником".
За семь лет работы министром Рокоссовский сделал очень много для польской армии.
Он провел реорганизацию армии, проделал большую работу по подъему её обороноспособности и боеготовности.
В середине 50-годов Польшу возглавил президент Гомулка, который люто ненавидел Сталина. В итоге Рокоссовский лишился всех своих постов и вернулся в Москву.
Что интересно - покидая Варшаву, Рокоссовский раздал знакомым все, что нажил в Польше за эти годы. А все накопленные им польские злотые он сдал в министерство обороны и просил использовать эти деньги на развитие армии.
И вот после всего этого неблагодарные поляки обливают его грязью до сих пор.
И не только его. При этом поляки считают, что все их действия по очернению советских солдат и генералов, а также переписывание истории, останутся безнаказанными.
Ничто не забыто, никто не забыт...
Journal information