В череде катастроф, произошедших во Владивостоке в начале 80-х годов, о которых я писал ранее: http://berni777.livejournal.com/351231.html и http://berni777.livejournal.com/365509.html особым трагизмом выделяется гибель подводной лодки Тихоокеанского флота ВМФ СССР "С-178". Где погибли 32 члена экипажа, в том числе военнослужащие срочной службы и один курсант. Тела шестерых моряков так и не найдены.
21 октября 1981 года подводная лодка "С-178" возвращалась во Владивосток после двухдневных учений, проходивших в открытом море. Подлодка с крейсерской скоростью двигалась в направлении пролива Босфор Восточный. Уже были видны огни Владивостока, и подлодка была в зоне ответственности береговых служб.
Стояла тихая и ясная погода, экипаж, который в это время завтракал, кроме вахтенной службы в основном находился возле камбуза, который был на задней корме четвертого отсека. Все двери отсеков, пока разносили завтрак, были открыты.
Командир подлодки капитан 3 ранга В.А.Маранго, у жены которого в этот день был день рождения, утвердил самый кратчайший путь на базу, который хоть и проходил через "запретный" полигон боевой подготовки, но в тот момент там никого не было.
Команда подлодки, включая офицеров мысленно уже была на берегу. Потому все пребывали в беспечном и праздном настроении.
В это же время из пролива Босфор Восточный по створу выходил теплоход "Рефрижератор 13", который был приписан к "Востокрыбхолодфлоту".
По нелепому и роковому стечению обстоятельств, а также в нарушение всех инструкций диспетчер разрешил выход "Рефрижератора-13" из бухты, а его помощник, который в это время пришел с ужина, через несколько минут разрешил вход в бухту "Золотой рог" подлодке. Причем оба не стали передавать информацию о рефрижераторе на подлодку, а старший помощник капитана рефрижератора, пытаясь скрыться от контроля диспетчерских береговых служб, вдобавок самовольно изменил курс и направил судно в район "запретного полигона" КТОФ.
Подводная лодка пыталась уйти от столкновения, а на рефрижераторе ее вообще приняли за рыбацкое судно. Командир подлодки успел крикнуть в центральную команду о срочной смене курса, но было поздно, столкновение было неизбежно.
В 10 часов 45 минут по местному времени у острова Скрыплева подводная лодка, находящаяся в надводном положении была протаранена форштевнем суда "Рефрижератор 13" и через 15 минут затонула на 32-метровой глубине. Удивительным является то совпадение, что подлодка затонула на глубине 32 метра с креном 32 градуса на правый борт. Из 52 человек экипажа 32 погибло, остальных спасало подоспевшее спасательное судно "Машук" и подводная лодка-спасатель "БС-486".
Из-за ненадлежащей организации спасательной операции в воде тогда замерзло и погибло много людей. Стоит отметить, что и сама конструкция подлодки имела свои изъяны, например акустики не имели прямой связи с мостиком, и их доклады шли к командиру лодки с опозданием. Плюс в "спасении" экипажа принимали участие и банально пьяные рыбаки с рефрижератора, которые просто хаотично вывалили за борт спасательные жилеты, круги и спасательную шлюпку с нерабочим мотором.
Я сам в этот день нес службу по охране границы в торговом порту и не был свидетелем всего этого, но один мой армейский товарищ в это время находился на морском буксире, который шел с рейда, где оформлял на приход пришедшее судно из Японии и видел все это. Было ужасно.
Спасением занимался и сам экипаж. Например, особое мужество проявил при этом старший помощник капитана Сергей Кубынин, который лично спас больше десяти матросов. На фотоколлаже он стоит с мальчиком. Мальчик это сам Кубынин в детстве.
Через месяц подлодку подняли наверх, осушили отсеки, выгрузили торпеды и отогнали лодку в сухой док на "Дальзаводе".
Восстановлению подлодка не подлежала и ее списали.
Командира подлодки и старшего помощника капитана рефрижератора обвинили в нарушении правил кораблевождения и осудили на десять лет лишения свободы. Командир подлодки, которого смыло из рубки одним из первых и которому каким-то чудом удалось продержаться на поверхности воды до подхода спасателей, в закрытом заседании виновным себя не признал. Старпом рефрижератора согласился с обвинением в том, что допустил ряд ошибок, приведших к катастрофе.
После этого командование флота предписало по примеру кораблей НАТО установить на все подлодки проблесковые оранжевые фонари, предупреждающие о том, что подлодка идет в надводном положении.
В 1982 году через год после трагедии на Морском кладбище города Владивостока у места захоронения погибших подводников был установлен памятник экипажу подводной лодки "С-178" в виде металлического ограждения боевой рубки подводной лодки типа "С".
Старпом Кубынин и командир БЧ-5 Зыбин были представлены к ордену Ленина, но в Москве решили, что подводники этого не заслуживают. Родителям погибших подводников выделили по 300 рублей. Наградили только флагманского врача бригады подводных лодок. Медалью “За спасение утопающих”.
Осталась только память...
berni777
Journal information