
Любая катастрофа на транспорте является трагедией. Тем более та, невольным свидетелем которой ты являешься сам.
Недавно я рассказывал о катастрофе с ТУ-104, на котором в 1981 году погибло почти все руководство Тихоокеанского флота: http://berni777.livejournal.com/351231.html
Через год во Владивостоке случилась другая трагедия, на этот раз с плавбазой "Александр Обухов".


Плавбаза "Александр Обухов" была огромным судном длиной 190 метров, водоизмещением почти 16 тысяч тонн, и одновременно краборыбоконсервным заводом.
В Советском Союзе в период освоения удаленных районов промысла стали использовать рыбообрабатывающие плавбазы, которые в открытом море принимали улов у рыболовецких траулеров и сейнеров и перерабатывали ее в готовый продукт. На плавбазах из свежевыловленной рыбы изготавливали консервы, пресервы, рыбную муку, жир, а также хранили свежий улов в рефрижераторных трюмах. Кроме этого плавбазы выполняли также снабженческие функции, обеспечивая добывающие суда топливом, пресной водой, провизией и разнообразным снаряжением, проводили текущий ремонт, культурно-бытовое и медицинское обслуживание их экипажей.


Вот таким судном была и плавбаза "Александр Обухов". Экипаж судна вместе с переработчиками достигал 700 человек.
По роду своей службы на пограничном ОКПП в морском порту Владивостока мне доводилось подниматься на палубу этого судна во время оформления их отходов в очередные промысловые экспедиции.
И вот 4 мая 1982 года, прямо в центре Владивостока, в бухте Золотой рог на 42 причале порта это судно внезапно опрокинулось.




Судно в тот день готовилось выходить в очередной рейс в охотоморскую экспедицию, на плавбазу завозились продукты и различное промысловое оборудование, члены экипажа с провожающими по русской традиции отмечали отход.
Топливо и пресную воду в танки еще не забункеровали, потому оно было легкое и несбалансированное. И вот ближе к вечеру судно неожиданно накренилось и начало раскачиваться, а ночью легло на левый борт. Вахтенный помощник сразу сообщил об этом капитану судна, который вместо общесудовой тревоги дал приказ выровнять балласт с помощью закачки в танки морской воды. Однако после этого судно накренилось на другой борт, упал трап, порвались швартовые концы, а в открытые иллюминаторы стала поступать морская вода.
Как выяснилось позже, виной всему был неисправный пожарный трубопровод.
Незадолго до этого судно проходило на "Дальзаводе" плановый ремонт, где даже произошел небольшой пожар. И вот во время ремонта на заводе вырезали небольшой кусок трубопровода, который проходил через один из трюмов, а дабы избежать течи поставили заглушку, которая не выдержала напора во время нештатной ситуации, в результате чего вода через трюм пошла в перерабатывающий цех и в итоге судно перевернулось.
Завалившееся судно было прекрасно видно из самого центра города. Я сам наблюдал эту страшную картину с центральной улицы Владивостока, тогда она называлась Ленинской, а сейчас Светланской. Зрелище было ужасное.
Как всегда в то время, о катастрофе официально нигде не сообщалось. Среди жителей Владивостока ходили слухи, что это была диверсия, и что погибли сотни людей из числа экипажа и провожающих, многие из которых были банально пьяны.
В экипажи тогда вахтовым методом на переработку, где платили приличные деньги, нанимались люди со всего Союза, в основном молодежь из Сибири.
Официально заявили, что погибло девять человек и один водолаз, хотя в это мало кто верил, ведь на судне случилась паника, многие люди прыгали в воду, и по разным оценкам погибло тогда более ста человек. Однако всю информацию об этой трагедии сразу засекретили.
Поднимали плавбазу с помощью кранов почти девять месяцев, однако из этого ничего не получилось, и в итоге его подняли с использованием понтонов. После этого судно вывели из состава флота и продали, то ли японцам, то ли корейцам на металлолом, как тогда говорили "на гвозди". Капитана судна и второго механика осудили и отправили в места лишения свободы.
Journal information