Олег Кожевников (berni777) wrote,
Олег Кожевников
berni777

Category:

"Школа 1954" Субботние посиделки с Берни

032_expertsz_36

Шестьдесят лет назад, в 1954 году советское образование взбудоражила очередная реформа: Мужские и женские школы объединили. До этого мальчики и девочки учились раздельно.

Как-то СМИ прошли мимо такой даты стороной, хотя из за природного феномена изначальной женственности и мужественности, то здесь, то там, в кутерьме нынешних реформ школьного образования, некоторые чиновники от образования снова заговорили о так называемом гендерном образовании. То есть о раздельном обучение по половому признаку. Кое где даже проводят эксперименты - в России уже несколько лет есть школы с раздельным обучением. Мальчики и девочки учатся в разных классах, а встречаются они на переменах, обедах, праздниках, и внеклассных мероприятиях. Хотя большинство экспертов уверены, что раздельное обучение мальчиков и девочек в школах, от которого Советский Союз отказался в 1954 году, значительно затормозило бы развитие школьников и снизило бы их успеваемость.

Система образования начала развиваться еще с древних времен. В Древнем Египте, например, образование получали только будущие чиновники. То есть только мальчики. В Древней Индии гуру тоже обучали только мальчиков. В Древнем Китае Конфуций и вовсе говорил: "У заурядной женщины ума — как у курицы, у незаурядной — как у двух кур".
В Древней Греции и Риме девочки тоже не учились - воспитывались мамой дома. Только в Древней Спарте девочек учили наравне и совместно с мальчиками.
В России кстати, тоже учили только мальчиков. Лишь в позапрошлом веке стали появляться институты благородных девиц. А совместно с мальчиками они стали учиться уже при Советской власти, когда были закрыты кадетские корпуса, лицеи, духовные училища и семинарии, женские епархиальные училища, когда школа была отделена от церкви. С тех времен в школах постепенно стали заниматься воспитанием личности, а не специалистов. Во время войны, исходя из тяжелой обстановки, стране остро понадобились специалисты - инженеры, врачи, офицеры и солдаты - потому было вновь введено раздельное образование.

После войны в стране снова заговорили о том, что школы необходимо объединить. Это было необходимо, чтобы, во первых, укрепить дисциплину учащихся, во вторых, чтобы снова вернуть школу на образовательный процесс, в ходе которого ученики бы воспитывались личностями, с необходимым багажом знаний. А в третьих, была нехватка педагогов для раздельного образования - ведь по правилам в мужской школе директор и большинство педагогов должны быть мужчинами, в женской школе наоборот.
Конечно же объединение происходило не так просто. И в организационном порядке, и для учеников с учителями. Девочки в то время учились лучше мальчиков, лучше справлялись с заданиями, лучше отвечали у доски, и потому смотрели на мальчиков сверху вниз. Даже подсмеивались над мальчишками. Но ведь общеизвестно - девчонки взрослеют раньше мальчишек. Вот мальчишки и вынуждены были самоутверждаться, отвоевывать место под солнцем и догонять девчонок. Здоровое такое соперничество!
Кстати итоги этого самого совместного образования можно наблюдать и сегодня - мальчишек, которые учатся на отлично, даже немного больше чем девчонок. А это уже показатель правильности выбранной модели образования.

Если говорить о тех временах шестидесятилетней давности, а меня самого тогда даже и в проекте не было, то по фотографиям и воспоминаниям учеников тех лет - школа была другая. Помещения под школы были разные - и старые типовые, и доставшиеся в наследство от других организаций. Вот, например на фото двор школы в Большом Каретном переулке Москвы. Той самой школы, где учился Владимир Высоцкий. Снимок того самого 1954 года - в это время Высоцкий как раз учился в старших классах, и мальчишки наверняка знали его лично:

2b96d0eaeb62162755382159b446acf8

Вот в такой школе тогда учились дети из Долгопрудного:

1_27_20121127171730_stand

А вот и первоклашки того времени:

3.080_expert_30_jpg_625x625_q70

Вот в такой форме ученики ходили в школу:

original

0_ad43_9e0067f2_XL

Ну и наконец такими были школьные принадлежности:

Перьевая ручка:

55-3

Пенал:

362887573674_2

Школьная тетрадь:

56-3

Советский калькулятор:

3005053

Советская школьная медаль:

6507009

Жили не богато, но образование давали хорошее.
В наше время "великие реформаторы" от образования, кроме того, что снова, издалека стали говорить об раздельном образовании - по сути, помимо классической системы образования еще и вводят различные инновации, которые никак не подходят под классику. Более того, эти инновации противоречат классической модели образования. Единая система не приведена к общему знаменателю. Сейчас в школе воспитанию учащимися общего мировоззрения противостоит, так называемая экономика знаний. Происходит конфликт интересов.
К чему это приведет - одному богу известно.
Думаю, всем этим "реформаторам" и учителям нужно хотя бы иногда вспоминать то хорошее, что было в Советской школе. Не отрицать его, а переносить это в современную школу. Воспитание в школе "Потребителя обыкновенного" ни к чему хорошему не приведет.
А ученикам того далекого 1954 года желаю здоровья и всех благ.
berni777
Tags: Посиделки. Образование.
Subscribe

Buy for 30 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments